В университетах и бизнес-школах студентов учат слагать бизнес-планы на примерах локальных кейсов — упрощенных математических ситуаций, вырванных из контекста реального бизнеса компании-соискателя средств. И игнорируя ключевые факторы успеха финансирующих компаний. Здесь поневоле станешь рассматривать весь поток будущей прибыли компании в качестве источника взаиморасчетов с поставщиком финансирования. В ВУЗовских аудиториях кажется справедливым, что, если уж инвестор финансирует будущую деятельность компании, то и возвращать свою инвестицию и формировать свой заработок инвестор должен из будущей прибыли компании. Но тот, кто ищет справедливость в реальном бизнесе — ошибся адресом. Всемерная справедливость, она в ВУЗе, ближе к кафедре философии, а может — юриспруденции. А в бизнесе — финансовая целесообразность.
Рыночный шанс «Рефинансирование» Главная ценность Рисунка 3 — демонстрация связей в цепочке ценности. Ведь в выигрыше оказывается, обычно, тот, кто в коммерческих и финансовых отношениях с контрагентами разыгрывает их шансы и риски. Не своей компании шансы и риски. А для этого нужно понимать ценности этих контрагентов, знать их систему измерения мира. Уметь использовать чужие ценности в своих интересах. Например, когда предприниматель хочет заработать с государства за счет управления налогами, то на позицию CFO ставит очень хорошего бухгалтера. Потому что система измерения в налогообложении составлена на основе бухгалтерского учета. Если же предприниматель желает заработать с того или иного поставщика финансирования, то на позиции CFO необходим хороший финансист, компетентный в системе измерения и бизнес-модели выбранного инвестора. Ведь инвестора нельзя заставить дать денег. Его можно спровоцировать. А для этого нужно разыграть шансы и риски именно этого инвестора. Не инвестора другого вида. И не шансы и риски своей компании.